Новое прочтение советской библиотеки

В последнее время в России наблюдается активное восстановление и развитие культурных центров не только в крупных городах, но и в маленьких населенных пунктах. Одним из таких важных проектов стала реконструкция библиотеки Гладиной в городе Апатиты. Завершившаяся в конце прошлого года, она стала настоящей современной культурной площадкой для этого региона.

Студия «Точка дизайна» приступила к масштабному обновлению библиотеки, стремясь создать современное пространство, отвечающее современным потребностям и ожиданиям посетителей. Результатом стало преобразованное и обновленное здание, которое теперь предлагает не только книги, но и место для общения, творчества и образования.

Реконструкция библиотеки имеет огромное значение для города, так как она стала новым центром притяжения для жителей и гостей Апатитов, стимулируя развитие культурной жизни и обогащая культурное наследие региона.

Библиотека имени Ларисы Гладиной расположена в здании, которое по своим абрисам напоминает раскрытую книгу и было спроектировано Эльвирой Эберт в 1990 году. Однако три десятилетия не прошли бесследно для этого объекта, и его состояние требовало серьезной реконструкции. В течение многих лет здание не соответствовало современным требованиям, особенно в условиях наступившей цифровой эпохи. Это потребовало не только изменения внешнего вида здания, но и пересмотр функционального наполнения, чтобы библиотека могла эффективно служить своим посетителям в новых условиях.

В оформлении интерьеров библиотеки использованы натуральные материалы, которые являются не только долговечными, но и традиционными для советских зданий. В частности, были выбраны ракушечник, мрамор и наборный паркет.

Ракушечник – это материал, известный своей прочностью и устойчивостью к износу, что делает его идеальным выбором для поверхностей с высокой проходимостью, таких как полы в общественных зданиях. Мрамор, с его изысканным внешним видом и уникальными текстурными характеристиками, придает интерьеру роскошный и элегантный вид. Наборный паркет, с его классическим дизайном и прочным строением, добавляет теплоты и комфорта в помещение.

Эти материалы контрастируют с архитектурной основой здания, которая характеризуется минималистичным и довольно брутальным стилем. Такое сочетание придает интерьеру библиотеки уникальный характер и создаёт особый шарм и привлекательность для посетителей.

Идея реконструкции библиотеки в Апатитах вдохновлена не только стремлением к обновлению и развитию культурных объектов, но и личным вкладом телеведущего Андрея Малахова, появившегося на свете в этом городе и связанного с родными местами. Его активное участие помогло привлечь внимание городских властей к проекту и утвердить новый сценарий развития библиотеки. Интересно, что идея реконструкции сосредоточилась не только на внешнем облике здания, но и на его внутреннем пространстве, что подчеркивает глубокий уровень вовлеченности Малахова в проект.

Подтверждением серьезности и значимости данного решения служит факт, что все детали прошли необходимые согласования на самом высоком уровне. Организация государственной экспертизы, ознакомление с проектом губернатора, городской администрации и руководства библиотеки демонстрируют важность этой реконструкции для городской среды и общества в целом.

Создания комфортных условий

Отметим также, что основная идея проекта заключается в бережном сохранении эстетики советской архитектуры как снаружи, так и внутри здания. К примеру, контурная подсветка фасадов, имитирующая форму флагштоков, придает зданию особый шарм и уникальность, особенно в условиях полярной ночи, когда этот эффект может проявиться наиболее ярко и впечатляюще.

Процесс работы над проектом начался с обновления инженерных коммуникаций и системы вентиляции, что подчеркивает важность создания комфортных условий в новом пространстве библиотеки. Сохранение исходной планировки помещений, за исключением небольших изменений в подсобных помещениях, свидетельствует о грамотном подходе к функциональности и эргономики пространства.

Дизайнеры предусмотрели профессиональную музейную систему освещения, чтобы создать лучшие условия для организации разнообразных выставок. Особое внимание уделено изменению конструкции центрального витража, который теперь способен вмещать крупногабаритные предметы для экспозиций.

Высокие окна до сих пор, как и 30 лет назад, заполняют помещения светом от природных источников. Реконструированное историческое остекление создает интересную игру бликов и отражений на полу и стенах, придавая интерьеру особый характер.

Сохранены исторические детали, включая монументальную лестницу из белого мрамора, по которой можно подняться на второй этаж. На нижнем уровне открывается прекрасный вид на березовую рощу через панорамные окна, а фасад дополняют клумбы, которые оформлены белым камнем. Лестницу на верхний этаж подчеркивает величественная люстра, изготовленная по эскизам студии «Точка дизайна».

Первый этаж включает холл, который свободным пространством сразу привлекает внимание. Здесь также можно гардеробную, причём достаточно современную и большую читательскую зону, а ещё – зал отраслевой литературы и арт-гостиную для проведения мастер-классов и встреч. Основным притяжением для посетителей становится зал взрослого и детского абонементов, оформленный в уютном стиле с удобными диванами и детской зоной с креативным дизайном. Наверху располагаются кофейня, концертный зал, краеведческий музей и открытое фойе для масштабных мероприятий и выставок.

В интерьере культурного центра архитекторы сумели гармонично сочетать советские традиции с современным дизайном. Массивные металлические люстры и точечное освещение, использование известковой краски, зеркальные потолки и простая деревянная мебель удачно дополняют историческую отделку помещений и частично сохраненную мебель эпохи конца 80-х годов. Например, оригинальные диваны были отреставрированы специально для проекта, что придало интерьеру дополнительный шарм и аутентичность.

Особое внимание было уделено не только архитектуре, но и художественному оформлению помещений. В ходе работы над проектом художник Валерий Чтак создал уникальные росписи на стенах выставочного зала, а фрески в читальном зале, пострадавшие из-за подтопления, были восстановлены при участии выпускников Суриковского училища. Это позволило сохранить авторскую стилистику изображений и передать дух различных эпох, начиная от древнеславянской символики и заканчивая сюжетами соцреализма.

Такое соседство стилей придает интерьеру особую привлекательность, особенно в контексте выставок современного искусства. Здесь уже были представлены произведения таких известных художников, как Энди Уорхол и Такаси Мураками. И все это происходит в Апатитах, где мало кто ожидал увидеть такой уровень культурной сцены.