О студии

Бренд Arch4 родился в Москве в 1994. Чуть повзрослев и окрепнув, в 1995 году молодая студия вселилась в свой первый офис, одержимая желанием создавать такую архитектуру, которая описывается как «то, чего не может быть». По прошествии первой пятилетки, в 2000 году, мы прорубили окно в Европу, создав свои филиалы в Базеле (2000), а в 2010 – в Париже. В 2015 году Arch4 пришли в США, открыв представительство в Сан-Франциско. И по сей день география работы Arch4 включает в себя не только Россию, но и Европу с США.

Менялись годы, менялись вкусы наших дорогих заказчиков, менялся стиль жизни в России и мире. Но неизменными оставались наш профессионализм и тот задор в глазах, с которым мы подходили к решению стоявших перед нами задач. В нашей истории были и по-настоящему уникальные частные объекты, были роскошные бутики и торговые помещения, были и масштабные общественные проекты. Среди них были и достаточно понятные, и те, которые по уровню своей сложности напоминали космический корабль. За более чем четверть века своей профессиональной деятельности мы накопили огромный практический опыт, позволяющий нам соответствовать запросам самых взыскательных клиентов. В то же время мы держим руку на пульсе передовых технологий, не сторонясь экспериментов и новаторских решений. И сегодня мы готовы предложить Вам наш профессионализм, наш опыт и наше особенное отношение. 

Спектр услуг Arch4 не ограничивается типичным набором архитектурной студии. Помимо разработки проектов «с нуля», реконструкций и участия на различных фазах строительства, мы готовы предложить своему клиенту ревизию проектной документации, экспертное и консультативное сопровождение, а также функции «доверенного лица», когда мы действуем «от имени и по поручению». Мы знаем, что успех проекта зависит от слаженности работы всех звеньев цепочки, и понимаем, что архитектура является важнейшим, но не единственным её звеном. Поэтому мы работаем с теми профильными специалистами, которые за многие годы делом доказали свой высочайший профессионализм и умение выполнять свою работу на поистине международном уровне.

Время и опыт показали, что Arch4 – это то место, где собираются хорошие люди. А когда хорошие люди собираются вместе, то они обязательно что-нибудь придумают. Вы с нами?

григорий ревзин (2002)

Студия Arch-4 – явление в русском дизайне уникальное. По их работам будет писаться история русской архитектуры рубежа веков. Если бы сегодня кто-то вложился в их раскрутку, из них легко можно было бы сделать звезд мирового уровня. Думаю, скоро кто-нибудь вложится.

Дело вот в чем. В русском дизайне есть две прямо противоположные темы. Одна – достижение западного качества. Так, чтобы любой человек, увидев эту архитектуру, понял: «О! Зарубежно!» Это важная тема. Потому что дико ездить на машине уровня «Мерседес», а при этом жить в помещении уровня трактора «Беларусь». Возникает жизненный дискомфорт и хочется ночевать в машине. Поэтому заказов на архитектуру такого качества много. Каждый день заказывают. И фирм, которым удается достигать качества «Мерседеса», у нас полно. Наверное, штук десять.

Вторая – сохранение русской идентичности. У нас ведь интересная страна, зачем же «зарубежно» делать? Представьте себе какой-нибудь брошенный военный объект в сельской местности. Бетонные стены, колючую проволоку по периметру, затихшие камеры слежения, прикрытую рубероидом деталь системы коррекции наведения ракет класса «земля-воздух» и избу обходчика этой системы с курицами, разведенными от бескормицы. Представили? Того, что есть в русском пространстве, нет нигде в мире. Это потрясающие художественные инсталляции, и на мировых выставках русских художников с такими темами носят на руках. Таких художников в России тоже полным-полно. Наверное, штуки три.

Но как совместить одно с другим – никто не знает. И даже наоборот, как раз наличие двух этих полюсов обеспечивает интенсивность переживаний каждого из них. Не будь у нас такого окружающего ландшафта – кто бы хотел, чтобы квартира его выглядела «зарубежно»? Чего было бы так стремиться в куда подальше? Не будь у нас тут «зарубежного» пространства, – откуда бы можно было оценить родную страну как авангардную инсталляцию?

Две эти темы несовместимы. Ни у кого. Кроме Arch-4. Нет, они умеют делать просто «как надо». Ну, скажем, «кленовая квартира» Ивана Чувелева и Натальи Лобановой. Ситуация, когда пространство кажется слегка виртуальным по качеству «сделанности» — не может быть в русской реальности таких идеальных поверхностей, линий, так выполненных деталей. По технологическому уровню – прямо космический корабль. При этом – естественная фактура клена, кирпича, камня, правильное пространство, естественный свет – то есть ты все же в реальности находишься, на земле. В общем, зарубежно.

Даже настолько зарубежно, насколько, собственно, ни одна другая русская фирма не делает. В составе Arch4, помимо русских архитекторов – Ивана Чувелева, Михаила Тайченачева и Натальи Лобановой – швейцарец Матиас Хинзельманн, и уровень их встроенности в западный дизайн можно оценить просто из типа выполненных ими заказов. Они оформили половину бутиков в новом переулке роскоши – в Столешниковом, их выбрали Ferragamo, Hermes, Louis Vuitton, Cartier, Escada. Для Hermes, кроме того, Arch-4 оформила бутик этой фирмы в Базеле – уникальный случай работы русских дизайнеров для западного модного дома за границей. Но, одновременно с этой встроенностью в систему европейского дизайна, с умением следовать их стандартам и достигать этих стандартов, у Arch-4 есть нечто прямо противоположное. Они работают с сюжетами, фактурами и материалами, которые ни в коей мере не назовешь европейски общепринятыми. Вот, например, «квартира господина Д». Там колоннада из металлических стоек, облицованных матовым стеклом. Это – класс. Это ведь как получается? Таких колоннад из металлического швеллера в России наварили многие километры. От хрущевских свинарников до любой ТЭЦ – везде стоят. Ржавые такие, черного металла с кавернами, мазутом замазанные, без ватника мимо не моги ходить. А то плечом заденешь – пиджак выбрасывай, да и плечо три дня болит. Это наша страна, мы тут живем, и мы ее любим. Но вот как ее любить-то? Как из этого швеллера сделать цивилизованное пространство? А вот так и сделать. Каждая стойка взята в стекло. В витринах из такого стекла принято выставлять бриллианты. Тут каждая стойка – витрина. И в каждой – русский швеллер, шедевр искусства. Цени.

«Самолетная квартира». Дверь – крышка бомболюка. Туалет – кусок фюзеляжа. Дверь вверх съезжает – как люк. Стеклянный трап через кровать в зимний сад. Еще пульты управления всем этим хозяйством. Все ездит, движется, за всем компьютер следит. Это сегодня так принято – жизнь в полете. По всему миру дизайнеры к этому стремятся. Стулья к потолку подвешивают, стеклянные полы делают, стены превращают в экраны – лишь бы ты полетел, ощутил, что у себя в интерьере ты, как в облаках. Очень модная тема. Вот и здесь – полет. Только это русский полет. Самолет разобрали, из фюзеляжа сортир сделали, из бомболюка – дверь, прибор ночного видения переделали под систему контроля освещения. И все – настоящее, клепаное, высокотехнологичный сплав, обшивка – большое уважение вызывает. Разобрали – и летим.

В принципе это можно себе представить – чтобы русские летчики где-нибудь на закрытом аэродроме приспособили фюзеляж списанного «МиГ’а» под сортир, поставив его на юру, с краю антенного поля. Это был бы очень суровый сантехнический агрегат, напоминающий о том, как там, наверху, свистит ветер, обледеневает металл и застывает на лету плевок. Для настоящих мужчин помещение. У Arch-4 это превращается в какой-то шик высоких технологий. Их вещи, их почерк – это стиль, сочетающий в себе западное качество с фантастичностью советской технологической машины.

Тут важно понять, насколько это все серьезно. Arch-4 своим дизайном находят способ оценить наше пространство как позитивную ценность. Мы все время пытаемся изобрести русский стиль, но не там его ищем. Это не несуществующая идиллия деревни и не башни Кремля, потому что мы больше не ходим в лаптях и не отсиживаемся за кремлевскими стенами, пережидая набеги Тахтомыша. Мы живем в урбанизированном пространстве, созданном советскими технологиями. Arch-4 берет эту тему и переводит нас в другой план – то, что кажется руинами технологий, вдруг превращается в безупречное качество современной жизни. Это – русский стиль дизайна, и он стоит любого западного. Круче итальянского, технологичней британского и основательней немецкого. Жалко, что Arch-4 не работают с машинами. Они бы сделали русский «Мерседес».